План проведения мероприятия
«Безопасность в сети Интернет»
1 ведущий. Ночь. Компьютер. Интернет.
Три часа – а сна всё нет.
Стук по клавишам и ввод.
Из окна в окно проход.
Слово. Фраза. И совет.
Был вопрос – и есть ответ.
ICQ, e-mail’ы, сайт,
Память в сотни гигабайт.
Диалог. Письмо. Рассылка.
Форум. Чат. Запрос. И ссылка.
Слово. Поиск. Сохранить.
Напечатать. Удалить.
Ввод. Запрос. Ответ системы.
Ящик. Список. Файл «Без темы».
2 ведущий.Не уходи надолго в Интернет -
Там можно потеряться незаметно.
Там к прежней жизни возвращенья нет...
И не люблю я Интернет за это.
Но просыпаюсь и бегу с утра
Проверить почту, выяснить погоду.
Как много писем у меня! Ура!
Я буду строчки смаковать подолгу.
Я думаю: - Спасибо, Интернет!
За новые знакомства и открытья.
И я лечу на монитора свет,
Чтобы легко расслабиться, забыться.
И непонятно, как мы столько лет
Спокойно жили без всемирной сети?
Однажды появился Интернет
И сразу изменилось все на свете.
Руководитель: Здравствуйте, ребята! В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Интернет открывает перед нами широкие возможности, а это значит, что появилась возможность доступа к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И этот доступ не всегда может быть «полезным». Как же сделать работу в глобальной сети безопасной? - это и есть главный вопрос нашего сегодняшнего мероприятия.
1 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.
2 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.
Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Мы с вами тоже подключаемся к этой акции. Итак, тема нашего сегодняшнего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».
Видеоролик
Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько вы эрудированы в области интернет-безопасности.
1 ведущий. По плечу победа смелым,
Ждет того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой...
Вместе: «Один за всех»!
(ведущие уходят со сцены)
Преподаватель: (объясняет правила игры) Правила игры следующие:
1) Играют все группы одновременно.
2) У каждого из вас жетоны разного цвета.
3) В игре 15 вопросов, которые постепенно усложняются. Ответы в презентации тоже выделены разными цветами. Вы поднимаете жетон того цвета, ответ на вопрос которого считаете правильным. Если ваш ответ верный, встаете с места. Далее игру продолжаете стоя.
Друг с другом не советуетесь и не обсуждаете ответы! Каждый играет самостоятельно, но за свою команду.
4) Кто ответил неправильно, передаете свои жетоны арбитрам и садитесь на место.
5) Выигрывает та команда, где останется стоять наибольшее количество игроков.
Преподаватель: Если Правила игры понятны, поднимите зеленый жетон. Молодцы! Поехали!
Проведение игры
- Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что будете делать?
- Сменю пароль к аккаунту в социальной сети. *
- Ничего не буду делать, такое бывает и потом само проходит.
- Подумаю, что друзья просто шутят
- Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Что вы сделаете?
- Зайду на сайт и посмотрю, что за лотерея.
- Напишу в ответ письмо, где попрошу прислать подробности о лотерее.
- Удалю письмо, я ничего не знаю об этом сайте и авторе письма. *
- Какую информацию в Интернете можно выкладывать в открытом доступе?
- Номер телефона
- Хобби, увлечение *
- Информацию о родственниках
- Ваш друг в социальной сети прислал вам файл и сообщение: «Привет! В этом файле наши с тобой фотки с дня рождения. Смотри!». Но вы не были с ним на дне рождении. Как вы поступите?
- Открою файл и посмотрю фотографии.
- Прежде чем открыть файл, зайду в социальную сеть и спрошу у друга, что это за фотки.
- Позвоню другу, чтобы выяснить, не взломан ли его аккаунт. *
- Вам пришло письмо: «Добрый день! Мы предлагаем вам учиться за рубежом! Обучение, проживание, перелет — за наш счет. Нужно только оплатить пересылку документов — 1500 рублей. Не упустите свой шанс!». В письме есть реквизиты. Как вы поступите?
- я не против бесплатно слетать в за границу
- уточню, нет ли у них программы обучения в Китае.
- удалю письмо, оно выглядит подозрительно. *
- Что в Интернете запрещено законом?
- размещать информацию о себе
- размещать информацию других без их согласия *
- копировать файлы для личного использования
- Какой пароль является самым сложным?
- Natalia1993
- Mar!nA_1993 *
- veronica1093
- Когда можно доверять письму от неизвестного отправителя?
- Отправитель использует официальный логотип
- Отправитель обращается к вам по имени отчеству
- Никогда нельзя доверять письму от неизвестного отправителя *
- Что такое брутфорс?
- Подбор пароля*
- Подбор секретного кода
- Подбор ответа на контрольный вопрос
- ВКонтакте вдруг просят повторно ввести ваши логин и пароль, чего раньше никогда не было. Что вы сделаете?
- Введу, раз нужно.
- Проверю доменный адрес сайта. Если он не совпадает с настоящим, закрою сайт.
- Введу, так как мой аккаунт привязан к мобильному номеру, а значит, защищен от любого мошенничества.
- Если компьютер работает в нормальном режиме, означает ли это, что он не заражен?
- Да
- Если антивирус ничего не показывает, компьютер чист
- Нет *
- Межсетевой экран (firewall)- это…
- Устройство, кеширующее сетевой трафик
- Устройство, считывающее сетевой трафик
- Устройство блокирующее сетевой трафик, за исключением разрешенных данных*
- Какой интернет-протокол обеспечивает безопасный просмотр сайтов (первые буквы в адресной строке браузера)
- http://
- https://*
- ftp://
- Что такое аутентификация?
- Это предоставление легальным пользователям прав доступа к ресурсам системы
- Это присвоение субъектам и объектам доступа уникального номера, шифра, кода и т.п. с целью получения доступа к информации
- Это проверка подлинности пользователя по предъявленному им идентификатору.*
- Скрытое перенаправление пользователей на поддельные сайты, осуществляемое с помощью внедренного вредоносного вируса или инфицирования целого сервера DNS
- фарминг *
- кардинг
- фишинг
После игры ведущие возвращаются на сцену
Преподаватель: Давайте подведем итог нашего мероприятия. Сейчас мои соведущие озвучат действия по выполнению правил безопасной работы в Интернете в стихотворной форме. Ваша задача – вместо пропусков подобрать подходящие по смыслу и в рифму слова и все вместе хором озвучить их.
1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать пять правил этих –
Смело плавай в интернете!
2 ведущий. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию (проверь)
1 ведущий. Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный он на вид,
Но в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать,
Предлагает нам обновки,
Вирус – мастер маскировки!
Не хочу попасть в беду,
(Антивирус) заведу!
2 ведущий. В интернете злые «тролли»
Появляются порой.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их («игнор»)
«Тролля» охладит задор.
1 ведущий. Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если (фильтры) подключаем.
2 ведущий. В Интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей,
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймёшь
От кого слезу прольёшь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И чужой нас не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет (не помещай)
И чужим ( не сообщай).
1 ведущий. Если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.
Преподаватель: В случае, если вас оскорбляют, преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.
1 ведущий. Безопасный Интернет –
Хорошей жизни вот секрет!
Там найдёшь ты что угодно –
От реферата до кроссворда.
2 ведущий.Почти все дети, даже в школе
В «Контакт» заходят поневоле.
Урок истории идёт –
Наполеон с врагом воюет,
И Интернет вам вмиг найдёт
Дальнейшую судьбу героя.
1 ведущий.На форум можешь ты зайти,
Легко друзей себе найти.
И даже видео и фото
Легко найти там без заботы.
2 ведущий.Не знаешь ты, куда пойти?
Скорее Google map введи,
Ведь для него же не помеха –
Узнать, куда идти и ехать.
1 ведущий.У Интернета нет границ,
Ведь в нём так много веб-страниц!
От интересных тайн и фактов
До настоящих небылиц!
2 ведущий.Его просторы необъятны,
И знает каждый человек,
Что в нём всегда и всё понятно.
Вот в этом есть его секрет.
Преподаватель: Спасибо всем большое за участие. Надеюсь, мероприятие для вас было интересным, познавательным и полезным.Желаю всем приятного и безопасного общения в сети Интернет!
Заключение
Интернет – это безграничные возможности работы с информацией, но, используя их, нельзя забывать об опасностях и угрозах. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.
Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, акции, турниры смекалистых и т.д.
30 октября в рамках Единого Всероссийского урока по безопасности в сети Интернет было проведено внеклассное мероприятие в форме урока-игры для студентов 1 курса. Ребятам был продемонстрирован видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет», созданный Московским городским методическим центром, из которого они узнали, как защитить свои персональные данные, аккаунты, как создать надежный пароль и совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, как определять надежность сайтов и не попадаться на уловки кибермошенников.
После просмотра ролика все студенты приняли участие в игре «Один за всех», тем самым проявив свои знания и эрудицию. В заключении узнали о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», куда можно обратиться в случае интернет-угроз.
Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в интернете.